Наталья КРАЧКОВСКАЯ: Никогда не давайте себе слабинку...
Наталья Крачковская проснулась однажды утром и поняла, что она знаменита. Это было в 1969 г. после выхода на экран фильма "Двенадцать стульев". А потом была комедия, ставшая классикой советского кино, - "Иван Васильевич меняет профессию". Талант актрисы и сейчас востребован. Недавно она снялась в телесериале "Кафе "Клубничка" и телефильме "Курортный роман".
Путь Натальи Крачковской в кинематографе был усыпан не только розами. В самом начале карьеры случилось несчастье... - Наша семья всегда жила при театре, и я ни о чем другом не думала. После школы поступала одновременно в историко-архивный институт и во ВГИК. Желающих стать кинозвездами тогда было хоть отбавляй - 256 человек на место! Я читала монолог Иванушки-дурачка из "Конька-Горбунка". Руководитель курса Владимир Белокуров взял меня, сказав при этом: "Вот эту "дурочку" надо брать". Но учиться пришлось недолго. Попала в автомобильную аварию, потеряла зрение. Долго лежала в больнице. Потом меня забрала домой бабушка Прасковья Яковлевна. Зрение постепенно восстановилось. Я только год, по-моему, не читала, потом пошла сниматься. Уж очень хотелось быть актрисой. - Наталья Леонидовна, когда вы работаете над образом, наверняка находите в своем характере что-то созвучное с характером героинь? - Если бы я думала об этом, то просто ничего бы не сыграла. На съемках меня волнует только о том, как живет моя героиня, ведь она тоже человек, пусть иногда и непорядочный. Но если бы я сказала, что у меня с ними нет ничего общего, наверное, я бы сказала неправду. Любой актер, даже если он играет подлеца, "достает" из своего нутра то, что поможет ему сыграть так, как требует того система Станиславского, - убедительно. У подлецов тоже есть положительные черты. Кроме того, я люблю наблюдать за людьми, и это иногда помогает мне сыграть тот или иной эпизод. Вспоминаю и те ситуации, из которых приходилось выкручиваться самой. - У вас замечательный типаж: боевая, решительная женщина, которая к тому же не комплексует по поводу своей полноты. Такой вы переходите из фильма в фильм, но подход к созданию образа везде разный? - Мне немножно обидно слышать про себя, и не только про себя: "Она типажна". Нет типажа, есть люди, они могут быть только похожи друг на друга какими-то внешними данными, туалетами, но одинаковых нет. Даже близнецы не могут быть совершенно одинаковыми. У всех у нас есть что-то общее, например чувства, которые мы все понимаем одинаково - любовь к своим детям, к родителям, мы любим свой дом... Мы живем в конце концов на одной земле... Но говорить о типажности актера, на мой взгляд, неправомерно. - И все же режиссеры, приглашая вас на ту или иную роль, предполагают использовать ваши внешние данные, ваше амплуа_ - Амплуа? Зрители мне часто говорят, мол, внешне вы такая добрая, милая, мы так вам верим, вас хочется любить, вам хочется доверять свои тайны. Кого-то из моих героинь надо любить, кого-то надо жалеть, а кого-то надо не любить, несмотря на то, что этих героинь играла я. В послужном списке Натальи Крачковской есть и отрицательные персонажи. Иногда подходят и говорят: "Мы вас любим, но какую же дрянь вы сыграли" - вот это самая большая похвала. - Немало артисток стали знаменитыми благодаря тому, что их продвигал известный режиссер-муж, есть и другие пути пробиться в большой кинематограф. Что помогло вам стать звездой? - У меня никаких покровителей не было. Были уважение и дань моему дарованию - это не мои слова, я повторяю слова своего учителя Леонида Гайдая. Он был моим крестным отцом в кинематографе, создал из меня актрису. - Вам здорово повезло. - Да, мне повезло с этим замечательным человеком, с великим художником... - Не один режиссер брался за "Двенадцать стульев", и мадам Грицацуеву играли разные актрисы. Грицацуева-Крачковская получилась очень колоритной, запоминающейся. Это была первая большая роль в вашей кинокарьере? - Первая и, как все первое, любимая роль. Моя Грицацуева получилась героиней первого плана. Вообще-то в романе Эллочка-людоедка и мадам Грицацуева идут на равных, но в фильме мадам получилась ярче. Это отнюдь не моя заслуга, это заслуга Гайдая. - Наталья Леонидовна, из этого следует, что в кино большую роль играет тот, кто тебя снимает? - Режиссер, как говорится, отец того, что вы видите на экране, он родитель. Если режиссер не знает, что он делает, фильма не будет. От него зависит все: и работа актеров, и работа операторов. Он - главный в фильме. В кинематографе должен быть диктатор. Он знает и видит будущую картину намного шире и перспективней, нежели все, кто работает с ним. От режиссера зависит, каким будет результат. О Леониде Гайдае будут говорить еще долго, потому что его фильмы живут до сих пор. - Во многих кинолентах вам посчастливилось играть в окружении звезд. Вашими партнерами были и Юрий Яковлев, и Леонид Куравлев, и Евгений Моргунов. Трудно играть в таком созвездии? - Поначалу, когда я только начинала работать с Леонидом Иовичем, мне было очень сложно, потому что я обожала этих актеров. Но через это проходят все начинающие. По Яковлеву мы все сходили с ума, и вдруг я играю с ним в паре... - С кем из актеров вы подружились, ходите друг к другу в гости, вместе работаете? - Довольно часто встречаемся с Леней Куравлевым. Мы и снимались с ним чаще. Из маститых актеров много и интересно общаюсь с Галей Польских. С Гошей Вициным общались до последнего дня. Это был удивительный человек, добрый, мудрый, чистый, я к нему тянулась всей душой. Занимался йогой. Очень любил животных, подбирал собак, кормил птичек... - В "Покровских воротах" вы сыграли жену поэта Соева, и хотя роль небольшая, но запоминающаяся. Что можете сказать о той команде актеров? Там был Олег Меньшиков, он только-только начинал... - На площадке я с ним не встречалась. Актер, конечно, блестящий. Он это доказал и в своих последующих работах. В "Покровских воротах" встретилась с Леонидом Броневым, с Инной Ульяновой. С ней мы дружим до сих пор. С Женей Моргуновым я потом очень много работала на эстраде. На съемках "Покровских ворот" была очень хорошая атмосфера. Это исходило от режиссера, потому что Михаил Козаков - это творческий человек, талантливый, умный, и картина у него получилась такой, какой он ее замыслил. Я считаю, что это большая удача хорошего актера и прекрасного режиссера. И нас, актеров, тоже. - Наталья Леонидовна, во всенародно любимой картине "Иван Васильевич меняет профессию", вы-то уж точно запомнились зрителю... - "И меня вылечат, и вас вылечат" - эта фраза стала крылатой, даже мой внук Володя ее частенько произносит. Леонид Иович пригласил меня на эту роль после "Двенадцати стульев". Если тогда у меня было 18 проб, то здесь была одна. Я видела, как волновался Юра Яковлев, когда его пробовали на роль Ивана Васильевича. Я помню даже, что у него все время выпадала челка, Юра ее поправлял, и это ему очень мешало. Он подозвал гримершу и говорит: "Отрежь мне ее" - "Будет залысина" - "Отрежь, пусть будет залысина, она мне мешать не будет". Пошел даже на урон для своей внешности. В этом фильме я уже почувствовала, что утвердилась у Гайдая в звании "его актрисы". - У талантливого человека всегда море талантов. Я знаю, что вы мастер-кулинар... - Да, я люблю и умею готовить. И у меня все получается вкусно. Я иду на рынок, покупаю овощи, фрукты тогда, когда они дешевые, и делаю заготовки на зиму. Солю огурцы, помидоры, закручиваю салаты, компоты, перцы. - Кто вас научил? - Бабушки. Моя московская бабушка Прасковья Яковлевна и бабушка тбилисская - Рая. - Наверное, у вас было много поклонников. Чем вас пленил Владимир Крачковский? - Он был очень мягким и добрым человеком. Владимир Васильевич как-то взял меня за руку и сказал: "Вот именно та Наташа, которая мне нужна. И я именно тот Володя, который нужен тебе". Так было. Мы прожили с ним 26 лет душа в душу. - И сын пошел по его стопам? - Да, мой сын Василий Крачковский работает звукорежиссером на "Мосфильме". Ему 35 лет, но он уже многого добился. Главное - Вася очень любит свою профессию. Не знаю, пойдет ли по его стопам мой внук Владимир Васильевич. - Я задам не совсем корректный вопрос... Как вам удается так уверенно выглядеть? Говорят, что Крачковская ничего особого не делает, чтобы сохранять энергию, бодрость?.. - Как сохраняю? Да никак, просто я стараюсь не унывать. Я говорю это совершенно искренне. Как только дашь себе слабинку, как только начнешь себя накачивать, что все плохо, тут и наступает привет. Все это у вас вылезает на лицо. Утром, даже если тебе очень плохо, минуту походишь, потом встряхнешь головой, взглянешь в зеркало и скажешь: "Я самая красивая и самая талантливая, самая, самая, самая..." Беседу вел Влад КРАСНОЯРСКИЙ, корр. "МГ". |