Игорь Кваша: Медики как никто другой открыты людям
Так получилось, что несмотря на полученное согласие Игоря Кваши дать интервью корреспонденту "МГ", эта встреча была отложена почти на полгода. То он был занят на съемках, то на записи телепередачи "Жди меня", ведущим которой он является, то сплошные спектакли в "Современнике", то он прихварывал... А тут еще 70-летний юбилей, натиск всех пишущих и снимающих журналистов. И если бы не поддержка его супруги - врача Татьяны Семеновны, - о беседе можно было бы продолжать мечтать...
Но и в назначенное время - за час до начала спектакля в "Современнике" - произошло неожиданное событие. Когда в холле служебного входа в театр мы направились навстречу друг другу, откуда-то появилась маленькая старушка и чуть ли не на коленях бросилась к Игорю Владимировичу. Она специально прилетела из Хабаровска (!) просить ускорить поиск ее сына, пропавшего три года назад. И.Кваша терпеливо выслушал ее слезные причитания, просил успокоиться, обещал сделать все возможное... Уже потом в гримерной он произнес: "Представляете, пролететь 8 тыс. км. ради этой встречи. А у нас больше 340 тыс. таких писем!.." И чтобы отвлечь актера от бед сегодняшнего дня, спрашиваю, почему именно "Современник" стал его родным домом на всю жизнь? - Я окончил школу-студию МХАТ и был принят в эту труппу. Но с самого начала мы, группа однокурсников, во главе с нашим педагогом - Олегом Ефремовым стремились создать свой, самостоятельный театр. Целый год по ночам самозабвенно репетировали на крохотной сцене школы-студии. На второй год директор театра Солодовников разрешил нам, правда тоже по ночам, репетировать на сцене филиала МХАТа. Руководство очень сомневалось, что наш, как они называли "шептальный реализм" крохотной сцены, способен будет "перемахнуть" через рампу, дойти до сердца зрителя. Сам факт разрешения репетиций в стенах правительственного театра мог обернуться для Солодовникова большими неприятностями, ведь тогда пресекались любая самостоятельность, отклонение от норм, установленных ЦК КПСС. А когда мы сыграли наши спектакли на большой сцене, то сами убедились - это возможно. Театр очень долго существовал "де факто", а "де юре" его как бы и не было. На птичьих правах снимали помещения в разных уголках Москвы. Но какое это было счастливое время, одно поколение, одни мысли. В нынешней труппе "Современника" из самой-самой первой волны нас осталось лишь трое - Галя Волчек, Лиля Толмачева и я. Тогда нам было по двадцать с небольшим. Какое счастье, что удалось создать "Современник"! Ведь в советское время это было сделать просто невозможно. Для такого акта тогда требовались разрешения ЦК и Совмина СССР, появлялись тогда мертворожденные коллективы, без своей художественной идеи, без единомыслия. Через восемь лет подобное, правда с уже сложившимся коллективом, сотворил Юрий Любимов - Театр на Таганке. У него, как и у нас, была команда единомышленников. - Сколько ролей вы сыграли в "Современнике"? - Никогда не подсчитывал. Есть роли, которые начисто забываются. Но очень многие для тебя важны, они как твои дети, в них остается частичка твоей души, выделить их просто невозможно, не обидев другие. Даже любимые направления, жанры постановок... С одной стороны, "Голый король", где я играл роль Первого министра, - спектакль импровизационный и политический по тем временам. (Нынешняя постановка не имеет с той работой абсолютно ничего общего.) С другой стороны - "На дне", где я играл роль Луки. Для меня, в отличие от взглядов горьковедов, это был образ не лукавого, хитрого мужика, а самого светлого в пьесе человека. Он добр, по натуре - философ. Его профессия - странствие по свету, поиск. Для меня важна была его фраза: "Пойду в хохлы. Говорят там новую веру открыли, пойти посмотреть". - Вы и сегодня себя чувствуете шестидесятником? - Конечно. У меня свои взгляды на жизнь. Стремятся к демократии, раскрепощению. А что изменилось? Нас все время обманывают. Власть, банкиры, начальники. Поэтому у многих большое разочарование и боль. А мечты и устремления шестидесятников были чисты. Другое дело, что многие из них стремились сделать "социализм с человеческим лицом". Я, между прочим, был уверен, что этого никогда не будет. Но вот социализм рухнул, а к власти пришли люди с прежним подсознанием, бывшие функционеры себя переделать не могут. Отсюда и печальная реальность... - Сегодняшняя сцена перед интервью говорит о колоссальной гуманности и популярности вашей телепередачи "Жди меня". Как вы стали ее ведущим? - Ее очень тяжело вести. Я не умею оставаться отстраненным от происходящего. Может, это мой недостаток как ведущего. 340 тысяч писем с просьбами найти близких! Как и эту старушку, всех безумно жалко - три года нет ответа. Как тут можно оставаться равнодушным? Мне через час играть в спектакле, переживаю... Но разве можно сравнить ценность человеческой жизни и успех спектакля? Как я стал ведущим этой передачи? Честно говоря, не знаю. Хотя почти уверен, что знаю, кто предложил Александру Любимову и руководству компании "ВИД" мою кандидатуру. - А как снимаются столь трогательные встречи людей? - Уж если мы кого-то персонально вызываем и расспрашиваем, то чаще всего чтобы обрадовать находкой. Хотя бывает, что, заставляя повторять историю, мы хотим привлечь к ней дополнительное внимание огромной аудитории и тем самым ускорить поиски. Я ведь актер и более эмоционален, чем обыкновенный человек, в силу профессии способен пропустить через себя весь поток эмоций. Прожить за кого-то кусочек его жизни - профессия актера. Но такие сцены не репетируются, идут живьем, там много импровизации. И как пройдет такая встреча, один Бог знает. Иногда участники так "зажимаются" от обилия людей, телекамер, осветительных огней, что зрителям кажется, будто встреча им не в радость. А бывает и элемент разочарования: она помнит его молодым и красивым, а к ней подходит пожилой, беззубый, лысый человек... Такова жизнь. - А что скажите о втором ведущем передачи - Маше Шукшиной? - Она очень "продвинулась" в этом деле. После первоначальной некоторой скованности, возможно от новизны ситуации, она сейчас так хорошо ведет передачу, что по моему мнению, сможет делать ее и без меня. - Игорь Владимирович, несмотря на всю загруженность в театре, на телевидении, вы, я знаю, с успехом снимаетесь и кино... - Одна картина уже готова, хотя еще не вышла на экран, другая снимается. Режиссер обеих замечательный - Константин Худяков. Первая - "Другой мужчина и другая женщина", где я играю роль старого деревенского аптекаря. А сам фильм лирический, о любви, и, кстати, про врача, эту роль играет Игорь Костолевский. Его возлюбленную, которая потом работает в "моей" аптеке, играет Вера Глаголева. - Вам жизнь врачей известна, как, наверное, никому другому из актеров. Ведь ваша жена, Татьяна Семеновна, представительница славного медицинского сословия. - Жена рентгенобронхолог, была анестезиологом, сначала работала в службе скорой помощи. Сейчас в Российском научном центре рентгенорадиологии, в уникальной лаборатории. Ее шеф, Фридрих Астраханцев, соединил очень многие процессы в единое целое, во всяком случае диагностика у них замечательная. Таня - прирожденный доктор, очень добрый человек, я знаю среди врачей таких немало. Они переживают за больных, и я наблюдаю это каждый день. Приходит вечером радостная и говорит: "Представляешь, привезли молодого парня, думали, что у него рак, а оказалось - нет. Какое счастье! Заболевание есть, но не онкологическое..." Я знаю, что к ним попадают тяжелые больные, для медиков это серьезная душевная нагрузка. В отличие от моей передачи здесь переживания связаны с борьбой за жизнь человека... - Благодаря жене я знаком с очень многими врачами, с их жизненными условиями. Это чудовищно, что в нашей стране врачи и учителя получают такую нищенскую зарплату. А ведь от них зависит судьба следующего поколения, здоровье нации. О чем думают те, кто распределяет деньги бюджета?! Миллионы долларов тратятся на новые резиденции, строительство дворцов, на "достойное представление государства". Стыдно! Ведь на эти деньги можно было бы построить больницы, отремонтировать поликлиники. - И наш последний, традиционный вопрос: что бы вы пожелали медикам? - Самого главного - чтобы за их труд им платили так же, как во всем цивилизованном мире. Работать, не думая о куске хлеба и не беря, как мои знакомые хирурги, сразу по 8 дежурств. Особый привет замечательным врачам МНИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского, где в отделении сердечно-сосудистой хирургии меня сейчас подлечивают. Я вижу, какой у них напряженный труд, фантастическая самоотдача. Вспоминаю моего покойного хорошего знакомого Славу Францева, детского хирурга из МОНИКИ, лауреата Государственной премии. Он оперировал грудничков и совсем маленьких детишек - это же святое дело. Так же можно сказать обо всех наших медиках - они заслуживают самой глубокой любви и уважения! Беседу вел Леонид ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ, обозреватель "МГ". |