Зураб Церетели: Я искренне обожаю медиков-профессионалов
В канун всенародного праздника открылась новая станция московского метро "Парк Победы", украшенная работами Зураба Церетели. В 14 странах мира стоят теперь скульптурные композиции президента Российской академии художеств. И среди них - установленный в 1990 г. монумент "Добро побеждает зло" перед штаб-квартирой ООН в Нью-Йорке. Там Георгий Победоносец разит копьем дракона, тело которого состоит из остатков советских и американских ракет.
Монументальная композиция высотой 45 м "Рождение нового человека" в Севилье (Испания), посвященная 500-летию плавания Христофора Колумба, была установлена в 1995 г. А вторая часть этой композиции "Рождение нового света" высотой в 126 м скоро будет открыта в Пуэрто-Рико. Колумб стоит во весь рост. И здесь же девиз "От мечты к действию и победе" - гимн в честь сильного человека. Но мало кто знает, что первая его работа за рубежом (1979 г.) воздвигнута в американском городе Брокпорт и посвящена олимпиаде для больных детей. Чувства человека, его переживания, страдание и радость особенно ярко отражены в его живописи. А таких произведений около 5 тыс.! Я в этом убедился, побывав на персональной выставке З.Церетели в Москве, где семь больших залов едва вместили малую часть его живописных и скульптурных работ. - Мое творчество - это прежде всего ежедневная работа. Никто не удивляется тому, что пианист каждый день играет, тренирует пальцы. Так и художник... Пока рано говорить о том, достигнута ли поставленная мною цель. Персональные выставки, оценка народом масштабности творчества художника... Я думаю, что только последующие поколения оценят, достиг ли он поставленную перед собой цель. - А ваши личные ощущения, что вам больше всего удалось осуществить? - Я все вижу в широком спектре цветности, многообразии. Это мне дала природа. Мне кажется, я во многом понимаю внутреннее миросодержание человека, вещей. Когда, к примеру, рисую горы, стараюсь почувствовать их "анатомию", когда изображаю дерево, не смотрю на него как на некую поверхность, а чувствую его анатомическую пластику. Если говорить о задаче, к решению которой я стремлюсь, то в ее формировании велика роль педагогов, правильно воспитывавших меня в духе лозунга "искусство для искусства". Поэтому я всегда пытаюсь "не перерисовывать" с закрытыми глазами природу, человека. Стараюсь описать те важнейшие элементы, которые обыкновенный человек, не художник, не может увидеть. Ведь задача художника - показать то, что "простому глазу" недоступно. - На выставке ваших работ я увидел прекрасные, очень сочные натюрморты, пейзажные зарисовки. Но с таким же успехом вы пишите портреты, показываете внутренний мир людей, динамику движения... - Я очень рад, что вы это почувствовали. - Для того чтобы "раскусить" внутренний мир человека художник должен, очевидно, обладать знаниями психолога, психиатра, а чтобы точнее подмечать внешние особенности тела, важно глубоко разбираться в анатомии? - Изучению этого предмета, когда я учился в Академии художеств в Тбилиси, мы уделяли много времени. Преподавал анатомию у нас профессор-медик. Рисовали кости, скелет, нас водили в морг. Особенности человеческого тела, как говорится, изучали и на живой натуре, и на мертвой. И только сейчас я оценил, какую нужную и важную школу знаний мы прошли. Особенно необходима она скульптору. Полученные в молодости познания в области медицины неожиданно пригодились мне сейчас, когда в ранге посла доброй воли в рамках программы ЮНЕСКО "Наука, искусство, медицина" мы обсуждаем вопросы здравоохранения. - Среди множества ваших почетных титулов какой бы вы особо выделили? - Членство в "Академии бессмертных" во Франции. В разные столетия туда избирали выдающихся деятелей - Петра I, Наполеона Бонапарта, в ХХ веке - Д.Шостаковича, М.Ростроповича. Можете себе представить душевное состояние человека, который после многих столь славных имен слышит свое, как произошло со мной при первом прочтении президентом "Академии бессмертных" списка ее членов. Недавно перед ее членами выступал Президент РФ В.Путин. Такого еще не было в истории этого учреждения, где объединены наука, искусство, архитектура, медицина и музыка. - Зураб Константинович, можете ли вы назвать самую значимую, самую любимую скульптуру, созданную вами? - В ходе интервью вы уже несколько раз пытались получить ответ на этот вопрос. Но, знаете, я еще не обернулся и не посмотрел, а чего же я сотворил в итоге. Моя главная задача - ежедневная работа, и все, что делается, любимо и значимо. Не могу я выделить что-то единственное... - Какими наиболее сложными проблемами вы сейчас заняты в ранге президента Российской академии художеств? - Только что вздохнул с облегчением - завершаем приводить в порядок здание отделения академии в С.-Петербурге. Поставили 9-метровую Минерву, скульптуру забытого всеми основателя академии Шувалова. Это наш отчий дом, и 29 мая там праздник. Сейчас переключил внимание на такой же срочный ремонт здания Суриковского института в Москве, которое просто в ужасном состоянии. Это необходимо сделать во имя завтрашнего поколения российских художников, им нужны нормальные условия для учебы и работы. Нужно открывать отделения на местах, развивать учебный процесс, а самое главное - возрождать скульптурное исполнительское искусство, которое сегодня, по сути, в России умерло. Все что можно - литейные заводы - было продано. Рукавишников вынужден отливать свои скульптуры в Италии, другие это делают в Венгрии, иных странах. В России были свои прекрасные литейщики, формовщики, мастера увеличения, создатели восковых, резиновых форм. Все это потеряно и нуждается в возрождении. Хочу открыть такие отделения в Репинском и Суриковском институтах, восстановить литейный двор, мозаичный отдел. - Полюбили ли вы Москву? - Я живу в этом городе с 1964 г., ровно полжизни. Создал здесь многие произведения. Когда заканчивал работать над скульптурными барельефами станции метро "Парк Победы", вдруг вспомнил, что участвовал в художественном оформлении еще трех станций. В ходе подготовки к московской Олимпиаде я, как главный художник города, создал много объектов в столице - в Измайлове, Битце, на Юго-Западе. Напряженно было время, но интересное. Безусловно, Москва стала родной. И в отличие от тех зарубежных городов, где сейчас стоят мои скульптурные произведения, которые я не могу "ощутить", в Москве это можно делать каждый день... - Я внимательно рассмотрел в выставочном зале модель скульптуры Петра I. Она мне очень понравилась. А когда до этого несколько раз проплывал мимо на речном трамвайчике, она не произвела впечатления, как-то терялась. Может, не в том месте ее поставили? - А может, скорость теплохода была слишком большой? Смеюсь, конечно. Но вообще любое произведение нужно рассматривать внимательно, пытаться понять весь замысел автора... - Зураб Константинович, как вы, грузин, относитесь к нынешнему нестабильному отношению между нашими государствами? Вернутся ли прежние взаимные симпатии народов? - Достаточно спокойно. Я иллюстрировал моменты взаимоотношений России и Грузии на протяжении последних веков. Картина повторяется. Так, видно, угодно Богу. Помню высказывание: "Доведем до нуля и начнем заново..." Два государства, две нации, что несут общий крест, похоже, так захотели. Как муж и жена, которые любят друг друга и все-таки иногда спят в разных комнатах. Все несчастья, я думаю, пройдут. Не забывайте, сколько встречается всяких психов, недоучек среди депутатов разных стран, которые кричат друг на друга. Кто-нибудь проверял, здоровы ли они? Никто. А страдаем мы все. Вот где медики должны приложить свои силы и умение! - Традиционный для "МГ" вопрос интервьюируемым. Как вы относитесь к медицине, медикам? - Без них не может обойтись ни одна семья. Но я особенно уважаю тех, кто стоит у истоков жизни, принимает роды. Вспоминаю далекие годы, когда у нас родилась дочка, как ухаживала за ней врач, какую проявляла самоотверженность. Сейчас я знаком со многими светилами медицины. Но по-прежнему просто обожаю детского врача Анну Аркадьевну Ефимову. Как много сил она отдает детям! Для нее не существует суббот и воскресений. А вообще я каждый день за кого-то хлопочу - помочь продиагностировать, положить в клинику... Дела житейские. Я искренне обожаю медиков-профессионалов. Таких, например, как Л.Бокерия, недавно ушедший из жизни его учитель Бураковский. Вообще же личные контакты с выдающимися медиками на меня всегда оказывали благотворное влияние, воодушевляли. Н.Блохин, Г.Илизаров, С.Федоров, поверьте, знакомство с ними для меня было значимым. И моя твердая уверенность, что никакая там атипичная пневмония в Россию не проникнет, наткнувшись на стену разработок наших инфекционистов. - А какие есть пожелания? - Чтобы у медиков было радостное настроение, которое способно помочь больному человеку. И чтобы они получали за свои труды большую зарплату, они этого заслуживают. Вспоминаю своего друга Святослава Федорова, спасавшего зрение... Таких людей нужно ценить. А всем желаю не терять надежду на лучшее будущее! Беседу вел Леонид ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ, обозреватель "МГ". |