История в деталях
В общественном сознании миссия медицины ассоциируется с торжеством жизни над смертью. Это, безусловно, справедливо, однако во все времена врача заботили практические, прикладные проблемы ухода в мир иной. И порой не меньше, чем... палача, чья суть состоит исключительно в работе по умерщвлению человека. Если с этим утверждением согласиться, эвтаназия представится не чудовищным извращением врачебной морали, а ее самым тягостным, неблагородным, даже низким, но свыше данным назначением. Итак, наша тема - врачи и палачи.
Закон суров...
Смертная казнь, высшая мера уголовного наказания, в современном уголовном праве рассматривается как вынужденная и исключительная. Важно, что ни одна статья Уголовного кодекса не предусматривает смертную казнь в качестве единственной меры наказания - всегда имеется альтернатива. Она не применяется к лицам, не достигшим до совершения преступления 18 лет, и к женщинам, которые в момент совершения преступления или к времени исполнения приговора были беременны. Несмотря на отказ стран Европейского союза от "высшей меры", смертная казнь предусмотрена уголовным законодательством многих членов ЕС. В Японии она может быть назначена за преступления, которые в Европе едва тянут на лет 10 тюрьмы. В Великобритании только в 1965 г. отменена за морское пиратство. В США после отмены верховным судом в 1972 г. нескольких приговоров к смертной казни данная мера не применяется федеральными судами, поэтому в большинстве штатов имеются специальные законы, предусматривающие такое наказание.
Смертная казнь приводится в исполнение через расстрел, повешение, удавливание (испанская гаррота), применяются электрический стул, газовая камера. В некоторых штатах законодатели уже разрабатывают законопроект о переходе тюрем со смертниками полностью на смертельную инъекцию. Но делается это отнюдь не из гуманных соображений. По признанию сенаторов, существует опасение, что под давлением общественности высшие судебные инстанции могут в любой момент запретить электрический стул, и тогда нельзя будет прибегать к высшей мере наказания. В случае смертельных инъекций врач почти заменяет палача.
Впрочем, никто не сможет показать на палача пальцем - с древних времен во многих странах стремятся сделать так, чтобы имя того, кто лишил осужденного жизни, оставалось неизвестным. Вот отчего символический образ палача наряжен в колпак-маску. При казни на электрическом стуле несколько исполнителей поворачивают выключатели, но лишь один из них присоединен к источнику тока. Классический расстрел приводит в исполнение взвод солдат, так что нельзя сказать, чья пуля стала смертельной для осужденного. Но в любом случае во время исполнения приговора рядом с палачом всегда находится врач, чтобы засвидетельствовать факт смерти осужденного на казнь. Не миновала чаша сия и доктора Гильотена.
Долой привилегии!
Принято считать, что Жозеф Гильотен (Joseph Ignace Guillotin) изобрел свою зловещую машину, будучи не в силах наблюдать страдания, с которыми покидают этот мир висельники. Очень благородно и милосердно, но, увы, эта версия не верна. Гильотиной Франция обязана члену национальной конституционной ассамблеи времен Великой французской революции, который к тому же был врачом. Революция провозгласила помимо свободы и братства еще и всеобщее равенство, которое никак не соблюдалось при исполнении смертного приговора. Ведь до этого, в зависимости от сословия, а также от степени тяжести преступления, могли колесовать или сжечь заживо. Простолюдина подчас забивали палками и камнями, вешал, как тюк, а аристократу подбирали мягкую шерстяную веревку, да еще мылили ее. Ярый борец с привилегиями доктор Гильотен, конечно, не мог мириться с такой вопиющей несправедливостью и предложил машину, которая бы уравняла все сословия, работая без учета званий и чинов.
Машина получилась нехитрая: массивный железный брусок из стали, заточенный снизу, был вправлен в высокую деревянную раму. Падая сверху, он отсекал осужденному голову, зафиксированную по ходу движения ножа. Похожие механизмы применялись в Шотландии в XVII-XVII столетиях, в Италии начиная с XIV века. Сохранились немецкие и итальянские гравюры, изображающие обезглавливание при помощи машины.
Законодательная ассамблея провела предварительные консультации с хирургом Антуаном Луи и палачом Шарлем Анри Ансоном. Они одобрили изобретение Гильотена, после чего 7 марта 1792 г. гильотина была утверждена как официальное орудие казни. Впервые ее опробовали 25 апреля 1792 г. при казни разбойника по имени Николя Жак Пеллетье. Самыми знаменитыми жертвами гильотины стали король Людовик ХVI и Мария Антуанетта. Во время якобинского террора (июнь 1793 - июль 1794 гг.) с помощью гильотины происходили массовые публичные казни французских аристократов и других политических оппозиционеров. Затем настал черед самих якобинцев: после термидорианского переворота в июле 1794 г. в течение трех дней были гильотинированы 105 якобинцев, среди них Робеспьер и Сен-Жюст.
Свое нынешнее название гильотина получила лишь через несколько лет после своей "премьеры". В протоколах национального собрания от 1789 г. находим запрос гражданина Гильотена, не следует ли впредь все смертные казни во Франции производить одинаковым способом, невзирая на сословное состояние приговоренного. Лучше всего для этого использовать самое гуманное средство - падающий топор. Доктор Гильотен, таким образом, не имел ничего общего с террором, свирепствовавшим во времена французской революции, а дети Гильотена, бывшие в ужасе от того, что орудие казни получило имя их отца, после смерти доктора в 1814 г. изменили фамилию своего рода.
Добрый доктор Саутвик
До 80-х годов XIX века в США законным способом казни было повешение. И то и дело в прессу просачивались ужасающие сцены слишком долгой и мучительной казни: даже самый опытный палач иногда не мог предусмотреть нюансы, и смерть наступала не от перелома позвонков, как это полагалось, а от удушения, что более болезненно.
В 1881 г. в Буффало, штат Нью-Йорк, зубной врач Альфред Саутвик, случайно стал свидетелем гибели пожилого пьяницы, прикоснувшегося к контактам электрического генератора. Пораженный тем, как быстро и внешне безболезненно наступила смерть, Саутвик обратился к другу, сенатору Дэвиду Макмиллану, с предложением заменить веревку на провода. Тот попросил законодательное собрание штата Нью-Йорк рассмотреть перспективы использования электричества при смертной казни, чтобы отказаться от повешения. В 1886 г. была создана комиссия для исследования вопроса "о наиболее гуманном и заслуживающем одобрения способе приведения в исполнение смертных приговоров". На этом этапе в историю электрического стула включился великий Томас Эдисон, да так цепко, что этот стул, по аналогии с гильотиной, можно бы назвать "эдисонина" (хотя тюремное население Америки зовет его "желтая мама" или "старая коптильня").
Изобретатель устроил в Уэст-Орандже, штат Нью-Джерси, показательный опыт: несколько кошек и собак заманили на металлическую пластину под напряжением 1000 В переменного тока. В результате комиссия с участием доктора Саутвика инициировала закон, устанавливающий казнь на электрическом стуле как способ приведения в исполнение смертных приговоров. Разработку конкретных мер поручили судебно-медицинскому обществу штата. Дальнейшая история электрического стула принадлежит больше инженерам, нежели медикам. Правда, в процессе дебатов и поиска оптимальных, с позволения сказать, силы и напряжения тока, сечения проводов последнее слово оставалось за медициной.
За сто с лишним лет стулья, конечно, периодически претерпевали изменения, но принцип действия оставался тем же: на короткий промежуток времени в организм осужденного подается ток. Смерть наступает в результате остановки сердца и паралича дыхания. Долгое время полагали, что следует смачивать электроды и прикреплять их к выбритым участкам на голове и к ноге. Однако современные экзекуторы пришли к выводу, что прохождение тока через мозг не вызывает мгновенную остановку сердца (клиническая смерть), а лишь продлевает мучения. Сейчас преступникам делают надрезы и вводят электроды в левое плечо и правое бедро, чтобы разряд прошел как раз через аорту и сердце. Но это случается крайне редко - электрический стул становится диковиной.
Нет предела совершенству
Отработавшие свой век электрические стулья отправляются на склады или в музеи. Большинство штатов переходит сейчас на применение смертельных инъекций. Некоторые, где раньше для казни использовался только электрический стул, предлагают приговоренным выбор между ним и инъекцией. Единственным способом казни электрический стул остается лишь в Алабаме и Небраске, однако и там ведутся активные дебаты о переходе на химический способ умерщвления.
Смерть на электрическом стуле и в самом деле нынче гуманной не назовешь. После включения рубильника через тело казнимого на протяжении 30 секунд проходит заряд в 2200 В. Если после этого сердце осужденного еще бьется, процедура повторяется и иногда занимает до 20 минут. При этом внутренние органы человека обгорают, кожа чернеет.
Бывает, что и без того ужасная картина казни усугубляется из-за неисправности оборудования. В марте 1997 г. во Флориде после включения рубильника из-под шлема на голове осужденного Педро Медины вырвалось огромное пламя. Тюремщики бросились отключать электричество. В результате Медина продолжал дышать до тех пор, пока огонь не потушили. После двух подобных случаев власти штата Флорида решили обезопасить себя от возможных обвинений в жестокости и перешли к использованию шприца.
Сейчас в 32 американских штатах приговоренным делают смертельную инъекцию. В вену осужденного вводят смесь трех препаратов - барбитурата, от которого он теряет сознание, мышечного релаксанта, парализующего легкие и диафрагму, и хлористого калия, вызывающего остановку сердца. Этот вид казни применяется также на Филиппинах. В семи штатах приговоренных казнят в газовой камере. Осужденного запирают в воздухонепроницаемом помещении. В сосуд с соляной кислотой бросают цианид калия или натрия, в результате образуется газ, разрушающий способность организма производить гемоглобин. Через несколько секунд человек теряет сознание и задыхается.
В Огайо, где существует выбор между инъекцией и электрическим стулом, тюремные власти обратились к законодателям с просьбой запретить применение последнего. Однако следующий осужденный Джон Берд, жаждал умереть именно на электрическом стуле. "Раз уж они собираются отнять у него жизнь, он хочет, чтобы им пришлось это делать наиболее трудным способом", - заявил его общественный защитник. Между тем, похоже, что и защитник, и приговоренный стали жертвами распространенного ныне мифа, согласно которому смертельная инъекция выглядит едва ли не актом милосердия. По данным организаций, выступающих за отмену смертной казни, мучительные сбои во время ее применения случаются гораздо чаще, чем при использовании электрического стула. С 1976 по 2000 г. они составили две трети от общего числа случившихся во время казней "накладок".
Чаще всего казнимые страдают по двум причинам - из-за специфической реакции на вводимое лекарство и неспособности тюремного персонала профессионально сделать укол. Казнь Стивена Питера Морина в Техасе в марте 1985 г. заняла 45 минут, и за это время ему искололи все руки и ноги, пытаясь найти подходящую вену. В штате Иллинойс в 1990 г. во время введения смертоносного вещества в вену Чарльза Уокера шприц в какой-то момент заклинило, и прежде чем умереть, осужденный долго корчился от боли.
Из этого можно сделать вывод, что врачебно-инженерной мысли, ищущей не одно столетия пути минимизации страданий на эшафоте, отдыхать еще рано. Впрочем, эта мысль и не помышляет о покое. В Австралии эвтаназия является противозаконной, что не помешало врачу Филипу Ницке создать специальный набор "уход по-австралийски" ("Aussie Exit Bag") - чемоданчик, в котором компактно уложено все необходимое для тех, хочет покончить с собой. В набор входят полиэтиленовый пакет с резинкой для плотного прилегания к шее, шприцы со снотворным и такая же таблетка. Смерть наступает не в результате удушения, а от нехватки кислорода. Таким образом сторонники эвтаназии надеются "помочь" пожилым людям, страдающим серьезными заболеваниями, уйти из жизни. По заказу Ницке было изготовлено 150 наборов, которые он раздал членам группы за легализацию эвтаназии. С помощью доктора Ницке, по слухам, из жизни ушли четыре смертельно больных человека.
Юрий БЛИЕВ,
обозреватель "МГ".