Север России: медицинский аспект
Надо хотя бы раз побывать на Севере, чтобы прочувствовать, в сколь суровых условиях живет там население. Чего стоит одна только полярная ночь! А уж об остальном и говорить не приходится.
Вот, например, как характеризует место проживания свое и своих подопечных главный врач Ловозерской ЦРБ Мурманской области Виктор Мизернюк:
- Дорог в тундре нет. Линий электропередач - тоже. В трех селах имеются дизель-генераторы, которые работают по шесть часов в сутки. Если что-либо случилось - инфаркт, инсульт, перелом и т.д. - используется либо плановый борт, либо санавиация. Автомобильное сообщение в районе существует только от трассы Мурманск - С.-Петербург до поселка Ревда и села Ловозеро - административного центра района. Далее сообщение только по воздуху. Район занимает более 30% площади Кольского полуострова. По своим размерам он превосходит Армению и Молдавию вместе взятые. На этом большом заполярном пространстве имеется всего пять населенных пунктов, где проживает около 11 тыс. человек. Расстояние от Ловозера до отдаленной Сосновки на берегу Белого моря составляет 300 км. Связь с отдаленными населенными пунктами и оленеводческими бригадами коротковолновая, неустойчивая, хотя жизненно необходима спутниковая, но ее приобретение и содержание для бюджета района финансово затруднительно...
В таких же или подобных условиях живут тысячи северян. Мне на всю жизнь запомнилась командировка в Якутию в предновогодние дни, когда мороз под -50оС, а чтобы выбраться из отдаленного улуса (района), борт надо ждать неделю, полагаясь на милость природы.
Север специфичен. И эта специфика, конечно же, влияет на состояние здоровья людей. Экстремальные природно-климатические условия, как известно, не самая благоприятная среда для жизни человека, особенно детей, что подтверждает, скажем, уровень заболеваемости детского населения, на Севере он в 2,5 раза выше, чем в других регионах. Детская смертность в 1,7 раза больше среднероссийского показателя. По мнению ученых, только 12% северян можно отнести к условно здоровым, причем страдает и коренное население, и пришлое. Если когда-то 85% населения покидали Север по состоянию здоровья, то сейчас болеют, но работают до последнего вздоха и уезжают, как говорится, в "белых тапочках". Как прозвучало в сообщении начальника Управления здравоохранения Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) С.Фурсенко, рождаемость за 10 лет не изменилась, а смертность возросла в 2 раза. Среди причин на первом месте травмы, отравления, суициды.
- Изменения, которые произошли в государстве за последние 15 лет (экономические, политические, социальные), - заметил мэр Магадана, вице-президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера Владимир Печеный, - значительно снизили уровень и качество жизни основной массы северян, оказали негативное влияние на условия труда и, естественно, здоровье. В Магадане неблагоприятная ситуация привела к увеличению нагрузки на учреждения здравоохранения и ухудшению показателей здоровья населения. Так, общая заболеваемость населения Магадана превышает общероссийские показатели почти на 23%, среди детей - более чем на 30%. Инфекционная заболеваемость также выше, чем в целом по Российской Федерации, в 1,5 раза, онкологическая - в 1,2 раза. В то же время материально-техническая база, лекарственное, кадровое обеспечение муниципальных ЛПУ, к сожалению, не улучшаются.
По мнению В.Печеного, только на муниципальном уровне решить эти проблемы просто невозможно, необходимо серьезное внимание Правительства Российской Федерации. Эти слова прозвучали на открытии V медицинской ассамблеи Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, которая состоялась недавно в Москве.
Ассамблея является одним из эффективных способов общения и обмена опытом медицинских работников, руководителей здравоохранения, способствует повышению авторитета здравоохранения северных регионов не только у местной администрации, но и на федеральном уровне, служит стимулом для улучшения работы по охране здоровья северян.
- Многие побывали на зарубежном Севере, - сказал, обращаясь к участникам ассамблеи заместитель председателя Совета Федерации Михаил Николаев, - отличие огромное. Я недавно посетил Гренландию, страну, где 85% территории находится под вечными льдами. И сравнивал ее со своей Якутией. Да у нас рай! И горы, и леса, растительный и животный мир гораздо богаче. Но почему они живут дольше нас?
М.Николаев высказал упрек в адрес медицинского сообщества. По его словам, медицина становится бизнесом, наблюдается падение духовности, нравственности медицинского сословия. Оно должно переориентироваться в своей деятельности. Развивая медицину, необходимо сделать общий крен на профилактику, выработать доктрину здорового образа России. Сегодня российские мужчины до пенсии практически не доживают, здоровье их становится социальной проблемой. По мнению М.Николаева, врачи много делают для женской половины общества, создана система оказания помощи - женские консультации и т.д. Пришло время создать аналогичную структуру для мужской части населения.
На ассамблее обсуждались общие для медиков северных широт проблемы, как, например, эффективно организовать профилактику тех или иных заболеваний среди кочующего населения (задача очень непростая), как сохранить и укрепить здоровье детей, как снизить заболеваемость инфекционной патологией, на которую оказывают существенное влияние природно-климатические и социально-экономические факторы. По словам заместителя директора Центрального научно-исследовательского института эпидемиологии профессора Нины Семиной, заболеваемость острыми кишечными инфекциями на территории Севера высокая и имеет выраженную неравномерность распространения: от 360 на 100 тыс. населения в Республике Коми до 1358 в Ненецком автономном округе (общероссийский показатель - 442). В восьми из девяти территорий она выше среднероссийской. По ряду территорий (Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Архангельская и Мурманская области) отмечается низкая этиологическая расшифровка ОКИ, от 2% до 17%. То есть подавляющая часть заболеваемости острыми кишечными инфекциями является этиологически не установленной, что влияет и на организацию противоэпидемических мероприятий, и на тактику лечения.
Положение с острыми кишечными инфекциями свидетельствует прежде всего о том, что на протяжении многих лет остаются нерешенными вопросы обеспечения населения регионов Севера питьевой водой гарантированного качества. Можно предположить, что высокий показатель заболеваемости, в частности сальмонеллезом, может быть связан с поступлением в торговую сеть продукции некоторых птицефабрик, неблагополучных по эпизоотической ситуации, и с массовым завозом продуктов животного происхождения в труднодоступные районы Севера, где они хранятся в течение длительного периода.
Высока заболеваемость туберкулезом, при этом охват флюорографическим обследованием во многих территориях остается недостаточным. Отсутствие современного оборудования, скажем, мобильного цифрового флюорографа, с которым можно было бы выезжать в стойбища оленеводов, обследовать жителей отдаленных населенных пунктов, не способствует лучшей выявляемости. Конечно же, медики находят выход из положения, например в Ловозерском районе проводят профосмотры оленеводов и членов их семей во время забойной кампании, праздника оленеводов, когда большинство тундрового приезжает из тундры.
Остается высокой пораженность коренного населения гельминтозами, что связано с употреблением в пищу сырой рыбы и мяса.
Сложившееся положение требует усиления профилактики. Специалистами Центрального института эпидемиологии совместно с Центром госсанэпиднадзора Ямало-Ненецкого автономного округа проведен расчет экономической значимости инфекционной патологии, общая сумма ущерба лишь на одной территории составила в 2000 г. более 600 млн руб. Если говорить о борьбе с кишечными инфекциями, то она определяется обеспечением качественного водоснабжения, контролем за качеством и безопасностью пищевых продуктов.
Вызывает тревогу у специалистов состояние здоровья подрастающего поколения северян. Так, за последние четыре года в городе Мирном не родилось ни одного новорожденного с первой группой здоровья. Треть детей, оформляющихся в детские дошкольные учреждения, имеет неврологическую патологию. У школьников наблюдается рост распространенности основных факторов риска хронических неинфекционных заболеваний, таких как курение, употребление алкоголя, наркотиков, нарушение режима труда и отдыха, несбалансированное питание, низкая физическая активность и эмоциональные стрессы.
Интересна в этой связи точка зрения профессора НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранения им. Н.А.Семашко Тамары Максимовой. По ее мнению, самый серьезный фактор, который, влияет сегодня на здоровье населения нашей страны, это не столько элементы образа жизни, сколько социально-экономическое положение, в котором наш народ находится. В худших условиях состояние здоровья всегда хуже. (Чем хуже условия жизни ребенка, тем ниже его рост, тем больше других отклонений в физическом развитии. Значит, мы обязаны побеспокоиться, чтобы наши дети росли и воспитывались в нормальных условиях. За этим должны идти реальные пособия на ребенка, материальное обеспечение семьи.)
Основной современной проблемой нашего общества профессор Т.Максимова считает смертность населения. По мнению ученого, мы сегодня теряем больных, умирающих от тех заболеваний, методы лечения которых миру уже известны. А происходит это из-за недостатка денег, лекарств и т.п. Полноценное лечение себе наше население за счет своих средств обеспечить не может.
- Мы очень долго внушали народу мысль, - говорит Тамара Михайловна, - что профилактику пора возложить на его плечи, что он должно озаботиться собственным здоровьем и заниматься его поддержанием и укреплением. В определенной мере это правильно. Сегодня 80% считают, что они должны заботиться о здоровье сами, а государству отводится очень небольшая роль. А если посмотреть на эти цифры по-другому: в каких условиях наше население живет, какую зарплату оно получает, каковы характеристики окружающей среды, каково качество воды, пищевых продуктов, рабочих мест. Кто это контролирует? Конечно же, не сам человек, а именно государство.
Мы также болеем, как в других странах, но умираем чаще, поэтому необходима работа по снижению смертности населения, прежде всего за счет модернизации здравоохранения, поднятия системы здравоохранения на современный уровень, и не только за счет перераспределения денежных потоков, а за счет серьезных вложений на коррекцию патологических состояний и спасения жизни людей.
Общей для здравоохранения северных территорий является кадровая проблема, она стоит гораздо острее, чем в средней полосе. Так, укомплектованность врачами в Нерюнгринском районе Якутии составляет 57%, в Ловозерском районе Мурманской области - 53%. Найти какого-либо специалиста на работу в сельскую больницу практически невозможно. И это при том, что сельчанам оплачивали коммунальные услуги и 25% так называемых сельских.
- Как сложится ситуация после введение в действие Федерального закона № 122, согласно которому упраздняются сельские надбавки, нетрудно предположить, - говорит главный врач Ловозерской ЦРБ В.Мизернюк. - Молодежь, работающая в бюджетной сфере Крайнего Севера, уедет в город безвозвратно. Готовить кадры из представителей коренного населения не получается, поскольку после окончания медицинских вузов молодые врачи домой не возвращаются под любыми предлогами. Какой выход?
- Можно, конечно, сделать ставку на врачей общей практики, - размышляет Виктор Николаевич, - но, на мой взгляд, один врач не может быть достаточно компетентным специалистом одновременно и в педиатрии, и в неврологии, и в офтальмологии, и т.д. Почему мы должны ухудшать качество оказания медицинской помощи населению, когда эту проблему можно решить по-другому - путем возрождения практики распределения специалистов, обучающихся в вузах бесплатно, то есть за счет бюджета. Для нас, северян, как и для страны в целом, это резерв, который можно и нужно использовать без оглядки на рекомендации иностранных консультантов.
Нынешняя медицинская ассамблея состоялась в столице. Предыдущие проходили в Нарьян-Маре, Мурманске, Якутске. Все они были посвящены актуальным вопросам здравоохранения Севера, поднимались проблемы разработки и совершенствования законодательства, рассматривались наиболее актуальные направления лечебной и профилактической помощи, особое место занимали проблемы детства. Решения ассамблей доводились до руководителей исполнительной и представительной власти. Часть из них были поддержаны, часть остались без внимания. Однако диалог между властью и общественностью существовал. Сейчас он утрачен. И нынешняя ассамблея - попытка возобновить этот диалог от имени медицинской общественности Севера. Как уже отмечалось, Север специфичен, и эта специфика должна учитываться.
Валентина ЕВЛАНОВА, корр. "МГ".