Форум РМС

Лечение в Москве - 8 (495) 506 61 01

Лечение за рубежом - 8 (925) 50 254 50

Панические атаки

      На приеме молодая (28 лет), симпатичная, модно одетая женщина: "Я не знаю, что со мной. В принципе я всегда была здоровой, активно работаю, получаю хорошую зарплату, окончила два института. Есть муж, воспитываю 5-летнюю дочь. Два месяца назад на фоне внешнего семейного и материального благополучия вдруг ни с того ни с сего началось что-то ужасное. После ужина смотрела спокойную передачу по телевизору. Внезапно началось сильное сердцебиение, похолодели руки и ноги, прошиб обильный пот, мне стало казаться, что я умираю. Стало очень страшно. Началась изнуряющая "трясучка", стало трудно дышать. Ни я, ни домашние не знали, что делать. Вызвали скорую помощь, врач сняла электрокардиограмму, долго меня выслушивала, осматривала. После успокоительного укола я почувствовала себя немного лучше. Врач уехала, сказав напоследок, что ничего опасного не выявлено, надо лечить "нервы". На следующий день удалось попасть на прием к невропатологу в нашей поликлинике. Молодая врач в конце концов заявила, что ничего "плохого" у меня не находит: что нужно попить успокоительные травы и скоро все пройдет. Я так и сделала, действительно через 3-4 дня стало лучше, но ненадолго. Через 2-3 недели после нервного напряжения на работе приступ повторился в еще более острой форме".

      Что случилось с пациенткой и как ей помочь? Несомненно, что здесь идет речь о синдроме приступообразной фобии (встречается  в 1,5-2 раза чаще у женщин 25-45-летнего возраста, чем у мужчин), который иногда называют паническими атаками, или синдромом панических расстройств (СПР). Это безусловно болезненный, неадекватный страх, так как полностью отсутствуют внешние (экзогенные) предпосылки для его возникновения. К тому же приступ сопровождается мучительными эмоциональными переживаниями "на ровном месте", интенсивной безотчетной тревогой, чувством беспомощности и опасности для здоровья и даже жизни - на фоне диффузных нарушений нейровегетативной регуляции функций организма. В данном случае это сердечно-сосудистые нарушения (тахикардия, перебои в ритмике сердца, "перепады" артериального давления, похолодение кистей рук и стоп). Во многих случаях при таких пароксизмах имеет место затрудненность дыхания (чувство нехватки воздуха), расстройства со стороны желудочно-кишечного тракта (понос, запоры) и мочевыделительной системы (учащенное мочеиспускание). Для уточнения диагноза проводится исследование биотоков мозга (электроэнцефалограмма), которое в 90-95% случаев выявляет признаки повышенной возбудимости глубинно-регуляторных структур мозга, то есть лимбико-ретикулярный комплексы. Он-то и является своеобразным биологическим эмоционально-вегетативным коммутатором, осуществляющим координацию чувств, ощущений и ответов на них различных физиологических систем организма.

    Компьютерная томография мозга не выявила существенных изменений, а магнитно-резонансная томография в 76% случаев позволяет установить неясные микроструктурные изменения в срединных отделах мозга, не выявляет требующих дальнейшего углубленного исследования метаболических процессов в данном участке мозга. Результаты гормональных анализов указывают на дезорганизацию нейрогуморальной регуляции многих физиологических процессов в организме. Это касается хаотической продукции (особенно во время приступа) таких нейрогормонов, как адреналин, норадреналин, кортизол, и других продуктов секреции гипофиза, надпочечников, поджелудочной и щитовидной желез.

В подавляющем большинстве случаев подобные пациенты обращаются прежде всего к врачам общего профиля или к узким специалистам в зависимости от ведущей (при приступах) симптоматики (кардиолог, гастроэнтеролог, пульмонолог), которые, как правило, "по своей части ничего не находят". Следующий этап поиска эффективного лечения - неврологическая служба. Невропатологи, нередко в недостаточной мере ориентирующиеся в вопросах психиатрии, ограничиваются назначением седативных препаратов (транквилизаторы), вегетотропных лекарств. Подобная "монотерапия" также оказывается недостаточно эффективной, и только комплексное лечение, включающее нейротропные, психотропные и "вегетотропные" средства, позволяет купировать отдельные приступы и остановить неуклонно прогрессирующий (без достаточных лечебно-профилактических мероприятий) процесс.

Таким образом, СПР является сложным нейропсихологическим заболеванием хронического характера, требующим серьезного комплексного и систематического лечения у психотерапевта, но ни в коем случае у психолога. Что касается причинно-следственных предпосылок для возникновения СПР, то эта проблема активно исследуется (в том числе с применением метода позитронно-эмиссионной томографии) в крупнейших научных центрах мира (США, Германия, Япония и др.). В современной международной классификации (DSM-III-R и МКБ-10) данное заболевание рассматривается отдельно. Между тем до 80-90-х годов ХХ века  СПР определялся как симптомокомплекс, возникающий в рамках маниакально-депрессивного психоза, шизофрении и даже височной эпилепсии. Некоторые российские неврологи обозначали болезнь как "симпато-адреналовый криз", тогда как психологическим и психопатологическим аспектам заболевания придавалось недостаточное значение.

В настоящее время установлено, в том числе и нашими разработками в рамках исследований по федеральному гранту Российского гуманитарного научного фонда (грант №  04-06-00404а), что прежде всего имеется индивидуальная (эндогенная) предрасположенность к болезни, которая реализуется по генетической линии. В 75-80% случаев аналогичные симптомы имели место у матери и отца, бабушек и дедушек пациента. Таким образом, проблема СПР является изнуряющим психику недугом, снижающим умственную работоспособность и социальную активность. Задолго до развернутых приступов СПР можно ретроспективно установить наличие симптомов так называемой вегетососудистой дистонии, а также эпизодов тревожной мнительности, боязливости (их можно рассматривать как рудименты пароксизмов), других знаков предрасположенности в дошкольно-школьный период развития индивида. В дальнейшем появлению уже ярко выраженных приступов способствуют экзогенные воздействия, так называемые социоэкологические и профессиональные факторы риска. К ним относятся социальные стрессы, алкоголизация, хроническое психофизиологическое переутомление, сочетающееся с ограниченной двигательной активностью при сидячей работе, гриппозная и другие инфекции, тяжелые психологические травмы, житейские потрясения и семейные конфликты, общее ослабление (астенизация) организма, вызванное различными причинами. Все это позволяет отнести СПР к категории психосоматических заболеваний, так как в его проявлениях присутствуют психологические нарушения и телесные (соматические) расстройства. И это обстоятельство требует комплексного подхода к лечению и профилактике заболевания. Общим правилом предупреждения приступов, а желательно и самой болезни, является здоровый образ жизни. Он включает достаточно высокую постоянную двигательную активность, отсутствие бытовых наркоинтоксикаций (клинически значимая алкоголизация, чрезмерное курение), сбалансированное питание с рационом, насыщенным витаминизированными продуктами преимущественно растительного происхождения (овощи, фрукты, каши, зелень, подсолнечное, кукурузное масло и т.д.).

Проведенные сравнительные исследования эффективности различных вариантов лечения СПР (78 человек, из них 54 женщины, 25 мужчин) показали, что наилучший результат достигается при комбинированном применении  фармакотерапии (легкие антидепрессанты и нейролептики нового поколения в небольших дозах), лечебно-психологических методов (аутогенная тренировка, нейролингвистическое программирование, в отдельных случаях гипноз), рефлекторно-терапевтических мероприятий. К последним относятся кинезотерапия, акупунктура, краниоспинальные остепатические воздействия (разновидность мануальной терапии). Смысл их применения заключается в создании потоков афферентной импульсации с различных органов и систем организма, которые обладают тонизирующим и моделирующим воздействием на высшие вегетативные центры мозга. Если заболевание не запущено, то такого рода комплексное лечение способно в 92% наблюдений надежно устранить пароксизмальные фобии, помогает добиться избавления от проявлений фоновой вегетососудистой дистонии, нормализовать психологическое состояние (полноценный сон, высокая работоспособность, сбалансированное настроение и адекватные эмоциональные реакции, оптимистический подход к существующим проблемам, комфортное самочувствие). Но при этом крайне желательно начать лечение как можно раньше, предпочтительно на этапе завуалированного формирования СПР, пока приступы страха не достигли максимальной выраженности, способствуя формированию стойких изменений со стороны сердечно-сосудистой и других систем организма, не развились характерологические (на уровне "акцентуаций") невротические изменения, не нанесен ущерб социальному, семейному статусу личности.

Евгений ШАПОШНИКОВ,

Профессор.